План анализа лирического произведения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Тема, идея, основная мысль. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения? (Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения).
5. Анализ лексики (архаизмы, историзмы,  диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, синонимы, антонимы,   омонимы).
6. Собственное отношение к прочитанному.

Пример анализа лирического произведения

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Тема стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» – тема истинной красоты. Философско-нравственная проблема чётко сформулирована в финальных строках: «…что есть красота / И почему её обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?».
Образ героини, красота её души раскрываются с помощью композиции, основанной на принципе контраста. Начало стихотворения прозаично. Оно представляет собой обычную сценку – игр детей. Автор передает общее впечатление, которое производит &некрасивая девочка&, выделяющаяся &среди других играющих детей&. Она сравнивается с &лягушонком& (сравнение), и её портрет отличается беспощадными подробностями: &рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы& (характерные эпитеты). Однако автор подчеркивает очарование жизнерадостного чистого детства. Внутренний мир девочки показан через конкретные детали её поведения: &она ж за ними бегает по следу& и радуется вместе с мальчишками, которые &гоняют по двору& и её не замечают; но она &ликует и смеётся, охваченная счастьем бытия&. Заметим, преобладают глаголы, передающие не столько внешнюю динамику, сколько внутреннюю: (радость) томит, (из сердца) рвётся, (девочка) ликует, смеётся.
Дальше за описанием – фиксацией внешних впечатлений во второй части стихотворения предстаёт активное авторское размышление, рассуждение по поводу увиденного. Здесь поэт подчеркивает внутреннюю красоту своей маленькой героини: &Ни тени зависти, ни умысла худого // Ещё не знает это существо&. Прозаическое слово &существо& оттеняет переход к размышлению о &счастье бытия&. Автор сопереживает с маленькой героиней это &счастье бытия&, которое может превратиться в человеческую драму. Он утверждает, что для этой девочки так безмерно ново и так живо всё то, что &для иных мертво&, и поэтому он представляет то горе, которое, возможно, испытает его героиня, когда станет взрослой &дурнушкой&. Однако поэт верит в победу душевной красоты, в то, что не так просто погасить &чистый этот пламень& (метафора), который горит в её душе, и что не одолеют эту красоту ни зависть, ни &умысел худой& (эпитет), что внутренний огонь &перетопит самый тяжкий камень& (метафора). Если вначале стихотворения интонация более спокойная и размеренная, ощущаются и нотки сочувствия (о чём свидетельствуют уменьшительно-ласкательные суффиксы), то во второй части интонация эмоционально взволнованная, о чём свидетельствует обилие риторических восклицаний и финальных риторических вопросов, усиленных условной символической образностью («сосуд, в котором пустота» и «огонь, мерцающий в сосуде»), приглашающих читателя задуматься о нравственных, человеческих ценностях, о сути прекрасного. Таким образом, авторская позиция в стихотворении реализуется и в особенностях композиции, и в лирических комментариях, и в оценках, которые даются происходящему, и в разнообразии интонаций, присущих произведению.
Раскрывая тему, поэт утверждает мысль о силе красоты человеческой души, о её влиянии на окружающий мир.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога